Страна души

Опубликовано dimedrol в 23 Июль, 2010 - 17:13

Гагры

Отпуск. Отпуск - это прекрасно. А отпуск где-то далеко от дома - прекраснее вдвойне. Еще до покупки машины мечталось о какой-нибудь поездке в дальние края. События сложились так, что таким краем суждено было стать Абхазии. И вот, в середине мая, мы отправились в путь.

Тысячу с небольшим километров было разбито на три участка: Волгоград - Котельниково, Котельниково - Дагомыс, Дагомыс - Гагры. Не торопясь, заезжая в гости с ночевкой, мы добирались до конечного пункта. Чистое время, потраченное на дорогу, составило около 14 часов. Дважды останавливались на трассе - перекусить, и почистить лобовое стекло от букашек. Переход границы занял около часа.

"Маладой чилауек, где уи уитаете" - окликнул меня таможенник, требуя предъявить документы. А витать там было где - пересекая границу, как будто бы попадаешь не в соседнюю страну, где даже валюта русская, а в какой-то другой мир, с его особенностями и обычаями.

Вот так, жадно поедая глазами все, что было вокруг, мы докатились до Гагры, где нас уже ждал забронированный домик. Быстренько разгрузившись и побросав вещи, я плюхнулся в гамак. Незабываемые ощущения...природа, воздух, вокруг тебя диковинные деревья - фейхоа, хурма, мандарин, мушмула...трубка с ароматным табаком как-то сама собой оказалась в руке..

Цвет моря в Абхазии

Вечером того же дня мы устроили обзорную экскурсию по городу. Красиво и заброшено - так можно кратко описать то, что мы увидели. Море было великолепным - чистым, с невероятно насыщенным голубым цветом, точнее даже сказать бирюзовым. Несмотря на пасмурную погоду и температуру воды всего +15 градусов, некоторые все же решились поплавать. :) Нагулявшись, пройдя в общей сложности километров 12, на обратной дороге мы зашли покушать в местную столовую. Вкусно и недорого...но заказывать что-то из местной кухни, кроме хачапури, пока не решались. Остаток вечера провели в саду у нашего домика, неспеша попивая местное вино, которое, к слову сказать, оказалось не очень вкусным, и ведя разговоры о жизни.

Новый Афон

Следующий день оказался вновь пасмурным, пляж и горы посещать было бессмысленным, поэтому мы отправились в Новый Афон. Там мы посмотрели на реставрирующийся храм, побродили по окрестностям, наслаждаясь контрастами запущения на фоне великолепной природы, и побывали в Новоафонской пещере. Не скажу, что она меня сильно впечатлила, но некоторые вещи прочно осели в памяти - забавный поезд-метро, доставляющий к экскурсионному маршруту, и музыка, органная музыка Баха, которая звучала в полной темноте пещеры, с ее потрясающей акустикой, пробирая до костей.
После Нового Афона мы решили доехать до столицы Абхазии - города Сухум. Ни город, с его оставленными повсюду следами войны, ни обезьяний питомник, известный на весь бывший СССР, нас не впечатлили, и не потратив и часа мы отправились обратно в Гагру. Набрав в местном супермаркете "Континент" разнообразной еды и бутылочку чачи, мы снова расположились в саду нашего домика. Вечер пролетел незаметно.

жд вокзал в Сочи

Третий день пребывания в Абхазии вновь не порадовал нас ясной солнечной погодой, и мы решили потратить его на запланированную поездку в Сочи. Прокатившись с ветерком на микроавтобусике Мерседес (кстати, мерседесов в Абхазии просто огромное количество, и все из-за невысоких пошлин на ввоз), мы пешком пересекли границу с Россией, что оказалось на порядок быстрее, чем на авто. (Был примечен магазинчик duty-free, но выбрать что-то по вкусу из ассортимента не получилось.)
Про Сочи много рассказывать не буду, ограничусь лишь кратким перечислением: гуляли весь день до самого позднего вечера, посетили много интересных мест.

Отдельно расскажу как мы ночью пересекали границу. Так как пешеходная дорожка к ней проходит через огромный рынок, который ночью закрыт (ограда, двери на замках), то остается откртым лишь путь через автомобильную часть. Но пеших там не пропускают, а только на машине. Поэтому надо стоять и ловить кого-нибудь, кто провезет тебя через границу. У нас такого желания не возникло, поэтому мы пошли искать обход. Между границей и рынком есть несколько жилых домов, и как в последствии мы узнали, во дворах этих домов есть "двери" в заборах, выводящие на пешеходную тропу к КПП. Все бы ничего, но те, кто там живет, этим пользуются во всю - проход стоит 10 рублей! Мы же, не дав нажиться на нас, скользнули в темноту двора безо всякой платы. Было ощущение, что за нами гнались, поэтому где-то внутри тела, отчетливо ощущался страх. Но все закончилось благополучно - за 200 рублей (как нам потом сказали - "это вам дико повезло, обычно не меньше 400" ) дедушка на ауди промчал нас от границы до Гагры по серпантину со скростью 100км/ч, не особо снижая ее в поворотах. :)

Опасный поворот

Новый день наконец-то подарил нам яркое солнце. Не раздумывая, мы отправились на озеро Рица. Заплатив по 250р за каждого человека, мы въехали в заповедную зону. Дальнейшее просто не поддается описанию. Такого великолепия я никогда раньше не видел. Самые разнообразные водопады, скалы, темные туннели в этих скалах, горные речки с обжигающе ледяной водой, каньон, на дне которого чувствуешь себя крохотным и жалким, снежные вершины.. Добравшись до Рицы и полюбовашись красотой этого озера, мы захотели поднятся еще выше, по разрушенной дороге. Когда на и без того узенькой дороге появлялись булыжники, которые надо было объезхжать, становилось как-то особенно страшно - машина приближалась к обрыву на расстояние буквально 10-20 сантиметров. В одном месте дорогу преградил небольшой водопад, стекавший прямо по дороге в обрыв. Как я ни старался убедить, что нас им не смоет, никто не захотел меня слушать. Развернувшись, мы двинулись в обратном направлении, на минутку заскочив на дачу Сталина.

В этот, да и в последующие дни тоже, мы обедали в ресторанчике местного типа ("пацха"). Я наедался "до пуза" одним первым блюдом - мяса в него однозначно не жалели, и порция была просто огромная. По цене оно выходило от 80 до 100 рублей (солянка по-абхазски, хашлама). Местное блюдо мамалыга нам не понравилось.

That's good!

Продолжить горную тематику было решено и на следующий день. Позавтракав, мы отправились на гору Мамзышка, которая находится в Гаграх. Табличка на повороте гласила, что до вершины добираться 35 километров. На высоте около 500м мы остановились у первой смотровой площадки. Вид открывался великолепнейший. Но и он не сравнился бы с видом, который открылся нам с высоты 1км, на второй смотровой площадке. Примерно после нее асфальтовая дорога начала быстро ухудшаться, а вскоре и вовсе закончилась. Но наш храбрый форик все вез и вез нас к вершине. Остановились мы на отметке в 1500 метров над уровнем моря. Дух захватывало, когда я видел на GPS эту цифру. А когда я смотрел по сторонам дух захватывало еще больше. Сбылась мечта - побегать в при плюсовой температуре босиком по снегу! Его там было столько, что в пору лепить снеговиков и играть в снежки. От такой несостыковки сознание, мягко говоря, мутнело.
До вершины оставалось еще 300 с небольшим метров высоты, но...я, как штурман, оказался непредусмотрительным - бензин уже почти закончился и надо было возвращаться. :(

Такие близкие дельфины

Последущие два дня были особенно солнечными и теплыми, и мы провели их на пляже в Пицунде. Конечно, все выглядит заброшенным и унылым, но когда ты купаешься в море на фоне заснеженных гор, а в 10 метрах от тебя резвятся дельфины, перестаешь о чем-то постороннем думать.

В последний день, мы оказались неосторожными и солнце наш хорошенько пропекло. Настолько хорошо, что ночью спать было просто невозможно - горел каждый участок кожи. :)
Такими вот зажаренными мы отправились обратно на родину.

В этот раз мы ехали без остановок до Котельниково. Если бы не медленное движение на границе в сторону России и не пробка от Сочи до Лазаревского, добрались бы быстрее, а так - 15 часов. Плюс к этому, потеряли где-то полчаса на заправке Роснефти в какой-то деревне под Ростовом. Девушка никогда не пользовалась банковскими терминалами...и в итоге так и не смогла нас заправить по безналу. Оставшихся крох налички еле-еле хватило, чтобы доехать...21 век, электронные деньги, йомайо :)

Немного статистики: общий пробег - 2500 км, ушло бензина - 250 литров (92й), общая стоимость отпуска - 8000 руб на человека (исходя из того, что в машине было 4 человека).

P.S. Самостоятельно находить и осматривать достопримечательности помогал этот гид с координатами для Ozi.
P.P.S. Не потеряться на трассе помогал GPS и заранее подготовленный трек.
P.P.P.S. Фотоотчет находится здесь.